Биография
Начало жизни
Родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в семье ямщика
Ефима Распутина и Анны Паршуковой. Фамилия «Распутин» достаточно
распространена как в этом селе, так и вообще в Сибири. Обрусевший зырянин (коми)
В молодости Распутин много болел. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии. В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на Афоне в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками.
В 1890 женился на Прасковье Дубровиной, которая родила ему троих детей: Матрену, Варвару и Димитрия.
В 1900 году отправился в новое странствие в Киев. Сравнительно долго жил на обратном пути в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии, и приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию (Страгородскому).
В 1903 инспектор Санкт-Петербургской Академии архимандрит Феофан (Быстров) знакомится с Распутиным, представив его также и епископу Гермогену (Долганову).
Петербург с 1904 г.
В 1904
году Распутин, видимо, при содействии архимандрита Феофана, переехал в
Петербург, где стяжал у части великосветского общества славу «„старца“, „юродивого“, „божьего человека“», что «закрепляло в глазах Петербургского света позицию „святого“»[1]. Именно отец Феофан рассказал о «страннике» дочерям черногорского князя (впоследствии короля) Николая Негоша
— Милице и Анастасии. Сестры и поведали императрице о новой религиозной
знаменитости. Прошло несколько лет, прежде чем он начал явно выделяться
среди толпы "божьих людей".
Г. Распутин и императорская фамилияДата первой личной встречи с императором хорошо известна − 1 ноября 1905 года Николай II записал в своем дневнике:
1-го ноября. Вторник. Холодный ветреный день. От берега замерзло до
конца нашего канала и ровной полосой в обе стороны. Был очень занят все
утро. Завтракали: кн. Орлов и Ресин (деж.). Погулял. В 4 часа поехали
на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком
Божиим — Григорием из Тобольской губ. Вечером укладывался, много
занимался и провел вечер с Аликс.[2]
Есть и другие упоминания Распутина в дневниках Николая II.
В 1912 году знакомый Распутина бывший иеромонах Илиодор начал распространять несколько писем скандального содержания императрицы Александры Федоровны и великих княжен, к Распутину.
Копии, отпечатанные на гектографе, ходили по Петербургу. Большинство исследователей считает эти письма подделкой.[3]. Позднее Илиодор по совету Горького написал пасквильную книгу "Святой Чёрт" о Распутине, которая была опубликована в 1917 году во время революции.
Распутин и церковь
Позднейшие жизнеописатели Распутина (O. Платонов) склонны видеть в
официальных расследованиях, проводившихся церковной властью в связи с
деятельностью Распутина некий более широкий политический смысл [4];
но следственные документы (дело о хлыстовстве и документы полиции)
показывают, что все дела имели предметом своего расследования вполне
конкретные деяния Григория Распутина, посягавшие на общественную нравственность и благочестие.
В 1910-х общественное мнение усматривало в некоторых Высочайших кадровых решениях по ведомству православного исповедания (то есть Святейшего Синода) влияние и прямое участие Распутина, в особенности в устранении с Санкт-Петербургской кафедры в 1915 году митрополита Владимира (Богоявленского) и назначении на неё „распутинца“ Питирима (Окнова). Оценить достоверно реальную степень его участия в данных назначениях не представляется возможным.
Первое дело о „хлыстовстве“ Распутина 1907 г.
В 1907
году Тобольской консисторией было заведено дело на Распутина по доносу
1903 г., который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения. Начато дело было 6 сентября] 1907 года, закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием (Каржавиным) 7 мая 1908 года. Инициатива расследования исходила от самого Антония, а за его спиной стояли люди из окружения Великого князя Николая Николаевича[источник?].
Первоначальное расследование было проведено священником Никодимом
Глуховецким. На основе собранных „фактов“ протоиерей Дмитрий Смирнов,
член Тобольской консистории, подготовил рапорт епископу Антонию с
приложением отзыва о рассматриваемом деле Дмитрия Михайловича
Березкина, инспектора Тобольской духовной семинарии.
Негласный надзор полиции, Иерусалим — 1911 г.
В 1909
году полиция собиралась выслать Распутина из Петербурга, однако
Распутин опередил её и сам на некоторое время уехал на родину в село
Покровское.
В 1910 году в Петербург к Распутину переехали его дочери, которых он устроил учиться в гимназию. По указанию премьер-министра Столыпина за Распутиным на несколько дней было установлено наружное наблюдение [5].
В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить неудовольствие императрице Александре Федоровне в связи с поведением Распутина [6], а член Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина.
16 декабря 1911 у Распутина произошла стычка с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором.
Епископ Гермоген, действовавший в союзе с иеромонахом Илиодором
(Труфановым), пригласил Распутина к себе на подворье, на Васильевском
острове в присутствии Илиодора „обличал“ его, несколько раз ударив
крестом. Между ними завязался спор, а потом и драка.
В 1911 году Распутин добровольно покинул столицу и совершил паломничество в Иерусалим.
По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 года за Распутиным вновь было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти.
Второе дело о „хлыстовстве“ Распутина 1912 г.
В январе 1912 г. Дума заявила о своем отношении к Распутину, а в феврале 1912 г. Николай II приказал В. К. Саблеру возобновить дело Святейшего Синода дело о „хлыстовстве“ Распутина и передать для доклада Родзянко, "и дворцовый комендант Дедюлин
и передал ему Дело Тобольской Духовной Консистории, в котором
содержалось начало Следственного Производства по поводу обвинения
Распутина в принадлежности к хлыстовской секте".[7]
26 февраля 1912 г. на аудиенции Родзянко предложил царю навсегда
выгнать крестьянина. Архиепископ Антоний (Храповицкий) открыто писал,
что Распутин хлыст и участвует в радениях.
Новый (сменивший Евсевия (Гроздова)) Тобольский епископ Алексий
(Молчанов) лично взялся за это дело, изучил материалы, затребовал
сведения от причта Покровской церкви, неоднократно беседовал с самим
Распутиным. По результатам этого нового расследования было подготовлено
и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовной
консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым
депутатам Государственной думы. В заключении Распутин-Новый назван
„христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды
Христовой“. Никаких официальных обвинений над Распутиным больше не
тяготело. Но это вовсе не значило, что все поверили в результаты нового
расследования. Противники Распутина полагают, что епископ Алексий
„помог“ ему таким образом в корыстных целях: опальный епископ,
сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в
Псковской губернии сектантского иоаннитского монастыря, пробыл на
Тобольской кафедре только до октября 1913, то есть всего полтора года,
после чего был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. В этом усматривают влияние Распутина.
Однако исследователи полагают, что возвышение епископа Алексия в
1913 году состоялось лишь благодаря его преданности царствующему дому,
которая особенно видна из его проповеди, произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, в который епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии.[8]
Следует также отметить, что противники Распутина часто забывают об
ином возвышении: заведший на Распутина первое дело о „хлыстовстве“
епископ Тобольский Антоний (Каржавин) именно за это был перемещен в
1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в
сан архиепископа.[9] Но они помнят, что этот перевод состоялся именно потому, что первое дело было отправлено в архив Синода.
Оргии
В 1914 году Распутин поселился в квартире на ул. Гороховой, 64 в
Петербурге. По Петербургу про эту квартиру довольно быстро стали
распространяться различные мрачные слухи, дескать, Распутин превратил
ее в притон и использует для проведения своих „оргий“.[10] [11]
Одни говорили, что Распутин содержит там постоянный „гарем“, другие —
собирает от случая к случаю. Существовал слух, что квартира на
Гороховой используется для колдовства и т. п. Временнное правительство,
искавшее порочащие факты на сверженного Николая II и его окружение,
вело специальное расследование по делу Распутина. По мнению одного из
участников этого расследования, В. М. Руднева, командированного по распоряжению Керенского в „Чрезвычайную
следственную комиссию по расследованию злоупотреблений бывших
министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц“ и бывшего тогда товарищем прокурора Екатеринославского окружного суда[12]:
…богатейший материал для освещения его личности с этой стороны
оказался в данных того самого негласного наблюдения за ним, которое
велось охранным отделением; при этом выяснилось, что амурные похождения
Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами легкого поведения
и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его
просительниц.
Дочь Матрена в своей книги „Распутин. Почему?“ [13] написала :
… что при всей пропитанности жизнью отец никогда не злоупотреблял
своей силой и возможностью влиять на женщин в плотском смысле. Однако
надо понимать, что эта часть отношений представляла особый интерес для
недоброжелателей отца. Замечу, что они получали некоторую реальную
пищу для своих россказней.
Из показаний князя М. М. Андроникова Чрезвычайной следственной комиссии [14]
…Затем он подходил к телефону и вызывал всевозможных дам. Я должен
был делать bonnе mine mauvais jeu, — потому что все эти дамы были
чрезвычайно сомнительного свойства…
Пророчества, сочинения и переписка Распутина
При своей жизни Распутин издал две книги:
- Распутин, Г. Е. Житие опытною странника. — май 1907 года.
- Г. Е. Распутин. Мои мысли и размышления. — Петроград, 1915.[15].
Книги являются литературной записью его бесед, так как сохранившиеся записки Распутина свидетельствуют о его малограмотности. [16] [17] [18]
Старшая дочь пишет про отца[19] :
… отец грамоте обучен был, мягко говоря, не вполне. Первые уроки письма и чтения он начал брать в Петербурге.
Всего насчитывают 100 канонических пророчеств Распутина[20]. Самым знаменитым стало предрекание гибели Императорского дома:
Покуда я жив, будет жить и династия.
Некоторые авторы считают, что упоминания Распутина есть в письмах
Александры Федоровны к Николаю II. В самих письмах фамилия Распутина не
упоминается, но некоторые авторы считают, что Распутин в письмах
обозначается словами «Друг», или «Он» с больших букв, хотя это и не
имеет документальных подтверждений. Письма были опубликованы в СССР к
1927 г.[21], и берлинском издательстве «Слово» в 1922.[22][23] Переписка сохранилась в Государственном Архиве РФ — Новоромановский архив. [24] [25]
Покушение Хионии Гусевой
29 июня 1914 на Распутина в селе Покровском было совершено
покушение. Его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева,
приехавшая из Царицына.[26]. Распутин показал, что подозревает в организации покушения Илиодора, но не смог представить каких-то доказательств этого. 3 июля Распутина перевезли на пароходе в Тюмень
для лечения. В тюменской больнице Распутин оставался до 17 августа
1914. Следствие по делу о покушении продлилось около года. Гусеву в
июле 1915 объявили душевнобольной и освободили от уголовной
ответственности, поместив в психиатрическую лечебницу в Томске. 27 марта 1917 г. по личному указанию А. Ф. Керенского Гусеву освободили.
21 июня 1915 года Распутин приехал в Покровское. Жил там до 25 сентября, когда уехал в Петроград.
Оценки влияния Распутина на царскую семью
В последние годы царствования Николая Второго
в петербургском свете ходило множество слухов о Распутине и его влиянии
на власть. Говорилось, что он сам абсолютно подчинил себе царя и царицу
и правит страной, то ли Александра Федоровна при помощи Распутина
захватила власть, то ли страной правит „триумвират“ из Распутина, Анны Вырубовой и царицы.[27]
Помещение в печать сообщений о Распутине могло быть ограничено лишь
частично. По закону, статьи о императорской фамилии, подлежали
предварительной цензуре начальником канцелярии министерства двора.
Запрещены были любые статьи, в которых имя Распутина упоминалось в
сочетании с именами членов царской фамилии, но статьи, где фигурировал
только один Распутин запретить было невозможно[28].
В последние месяцы перед февральской революцией образ Распутина стал
важной частью выступлений оппозиционных депутатов в Государственной
Думе. 1 ноября 1916 года на заседании Думы П. Н. Милюков выступил с речью, критической по отношению к правительству и "придворной партии", в которой упоминалось и имя Распутина[29].
Приводимые им сведения о Распутине Милюков взял из статей в немецких
газетах "Берлинер Тагеблатт" от 16 октября 1916 и "Нейе Фрейе Пресс" от
25 июня, относительно которых сам же Милюков признал, что некоторые из
сообщаемых там сведений ошибочны.
19 ноября 1916 В. М. Пуришкевич выступил на заседании Думы с речью, в которой придавалось большое значение Распутину[30].
Образ Распутина использовала и антинемецкая пропаганда. В марте 1916 года германские цеппелины разбрасывали над русскими окопами карикатуру, изображавшую Вильгельма, опиравшегося на германский народ, и Николая Романова, опиравшегося на половой орган Распутина.[31]
По воспоминаниям А. А. Головина, во время первой мировой войны слухи
о том, что императрица является любовницей Распутина, распространялись
среди офицеров русской армии сотрудниками оппозиционного Земско-городского союза[32]. После свержения Николая II председатель Земгора князь Львов стал председателем Временного Правительства.
В. И. Ленин писал:
Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха
(1907—1914) обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до..
последней черты“, раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и
разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее, все зверство
семьи Романовых — этих погромщиков, заливших Россию кровью евреев,
рабочих, революционеров…
По воспоминаниям придворных [источник?]Распутин вообще не был близок к царской семье и редко бывал во дворце. В воспоминаниях фрейлины А. А. Вырубовой, говорится, что Распутин бывал в царском дворце не чаще 2-3 раз в год, а царь принимал его ещё намного реже.[33] Другая Фрейлина С. К. Буксгевден вспоминала, что:
«Я жила в Александровском Дворце с 1913 по 1917 год, причем моя
комната была связана коридором с покоями Императорских детей. Я никогда
не видела Распутина в течение всего этого времени, хотя я постоянно
находилась в компании Великих княжон. Мсье Жильяр, который тоже там жил несколько лет, также никогда его не видел»
Жильяр
вспоминает единственную встречу с Распутиным: «Однажды, собираясь
выходить, я встретился с ним в передней. Я успел рассмотреть его, пока
он снимал шубу. Это был человек высокого роста, с изможденным лицом, с
очень острым взглядом серо-синих глаз из-под всклокоченных бровей. У
него были длинные волосы и большая мужицкая борода».[34] По воспоминаниям Коковцова сам Николай II говорил ему о Распутине в 1911 году, что:
… лично почти не знает «этого мужичка» и видел его мельком, кажется
не более двух-трех раз и притом на очень больших расстояниях времени.[35]
|